ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

родителям. Читайте, знакомьтесь с нашими рекомендациями, обращайтесь за помощью!

Перечень учреждений, оказывающих психолого-психотерапевтическую помощь

Перечень учреждений, оказывающих психолого-психотерапевтическую помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации

 

Наименование учреждения

Контакты

Республиканский «Телефон доверия» для наркологических пациентов

«Телефон доверия» Тел. 8-801-100-21-21

Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей и подростков

"Горячая линия" Тел. 8-801-100-16-11 «Телефон доверия» Тел. 8-017-263-03-03

Минский областной центр «Психиатрия-наркология»

г. Минск, ул. Петруся Бровки, 7 тел. +375 29 101‑73-73, +375 17 331‑84-96

ГУ «Брестский областной психоневрологический диспансер»

Адрес:  г. Брест, ул. Советская, 13 +375 16 221‑84-22,     +375 16 221‑54-71, Круглосуточный телефон экстренной психологической помощи – тел. 40-62-26.

Пинский межрайонный наркологический диспансер

г.Пинск, ул. Рокоссовского, д.8 тел +375 16 532‑67-00, +375 16 532‑67-04

ГУ «Брестский областной центр гигиены эпидемиологии и общественного здоровья»

 г. Брест, пл. Свободы, 11 корпус «Б» Телефон экстренной психологической помощи – тел. (8 0162) 21 54 29

Институт психологии учреждения образования «БГПУ им. М.Танка»

 г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13,   Тел. +375 17 369‑88-96

ГУО «Социально-педагогический центр Столинского района»

 р.п. Речица, ул. Садовая, 15, 8-016-55-63-0-71. 8-016-55-23-3-47

ГУ «Столинский ТЦСОН»

Брестская область, г. Столин, ул. Горького, 4 Тел. 6-03-51 «телефон доверия»  -  тел. 8-029-820-14-45(круглосуточно), телефон горячей линии 60-5-56.  

УЗ «Столинская ЦРБ», врач-психиатр, каб. 75

г. Столин, ул. Дзержинского, 102, 2-27-52

Давид-Городокская больница, ф-л УЗ "Столинская ЦРБ", нарколог-психиатр, каб. 20

г. Давид-Городок, ул. Советская, 40 2-86-84

свернуть

Экстренная психологическая помощь по РБ

Экстренная психологическая помощь по Республике Беларусь: 

Название города

Код

Номер телефона

Время работы

Брестская область

г. Брест

80162

255727

круглосуточно

Витебская область

г. Витебск

80212

616060

круглосуточно

Гомельская область

г. Гомель

80232

315161

круглосуточно

Гродненская область

г. Гродно

80152

170

круглосуточно

г. Минск

для взрослых

8017

2904444

круглосуточно

для детей

8017

2630303

круглосуточно

8-801-100-1611

круглосуточно

Минская область

 

8017

2020401

круглосуточно

 

8029

899-04-01

круглосуточно

Могилевская область

г. Могилев

80222

473161

круглосуточно

свернуть

Как уберечь своих детей от насилия

Как уберечь своих детей от насилия

Как помочь детям, чтобы они почувствовали себя защищенными, сильными и свободными?
Сегодня большинство родителей очень часто и по-разному поводу испытывают страх за своих детей. Чтобы помочь детям избежать насилия, родители должны обратить свой страх в действие. В данном случае от них требуется беседовать со своими детьми. Родители должны начать разговаривать с детьми о насилии с раннего возраста и продолжать обсуждение этой темы по мере взросления детей.

Многие родители страшатся, когда им предлагают говорить с детьми о насилии. Мамы и папы беспокоятся о том, что вместо того, чтобы помочь детям справиться с насилием, они напугают их, лишат наивности и доверия, то есть, фактически навредят им. 

Хотя этот страх можно понять, совсем не значит, что он обоснован. Существует множество способов, с помощью которых родители могут говорить со своими детьми, даже с малышами, чтобы они почувствовали себя защищенными и более уверенными в себе, вместо того, чтобы напугать их и лишить доверия.

 

Когда и где?

Важно найти подходящее место и время, чтобы поговорить с детьми о насилии и о том, как его предупредить. Иногда родители слышат устрашающие сообщения в новостях и, подогреваемые собственным страхом, принимают самое серьезное выражение лица и зовут детей на беседу. Хотя это не всегда приносит вред, но это не самый лучший способ помочь детям овладеть стратегией предупреждения насилия.

Говорить о предупреждении насилия можно, используя ситуации, в которых мы оказываемся ежедневно. Воспитатели называют такие ситуации "подходящими моментами". Для обсуждения темы

насилия родители могут начать со своими детьми краткие и многообещающие беседы, используя мультфильмы и другие детские телевизионные программы. Когда какого-нибудь из героев мультфильма бьют или в другой программе показывают пострадавшего ребенка, родители могут во время рекламной паузы обсудить с детьми увиденное. Обратите внимание своего ребенка на то, что бить детей нельзя, что дети имеют право быть защищенными и что взрослые или другие люди не имеют права обижать их. Это - первый урок, который должны усвоить дети.

Ситуации, когда детей запугивают в школе или в районе учебы и проживания, или рассказы, которые читают дети, также можно использовать для обсуждения того, как избежать подобного. По мере взросления дети начинают выходить из дома без сопровождения взрослых, и в этой ситуации нужно усилить навыки безопасности. Когда ребенок становится достаточно взрослым, чтобы кататься на велосипеде или ходить одному в библиотеку, у родителей появляется прекрасная возможность пересмотреть стратегии предотвращения насилия.

Навыки по предупреждению

насилия

Если ребенок окажется в угрожающей ситуации, у него должно быть несколько вариантов выбора. Ниже перечислены возможные варианты, которые родители могут при удобном случае обсуждать с ребенком.

1. Убегай от опасности. Беги в школу, к соседям, в магазин или домой. Беги в ближайшее безопасное место. (Родители должны помочь детям определить все безопасные места по маршруту, которым пользуется ребенок каждый день.)
2. Громко кричи и не прекращай кричать, пока не окажешься в безопасности. Эта стратегия требует практики, поскольку детей учат тому, что во многих случаях кричать некрасиво. Чтобы прибегнуть к крику в опасной ситуации, как взрослые, так и дети должны отрепетировать этот крик. Для таких репетиций нужно спуститься в подвал или плотно закрыть двери, чтобы никого не напугать. Когда вы проводите репетицию крика с детьми младшего возраста, начинайте кричать негромко, постепенно делая крик все громче и громче. Маленьких детей громкий крик может напугать.
3. Определите безопасные и небезопасные секреты. Подготовка к празднованию дня рождения или другого торжества, которые держатся в тайне, или спрятанный подарок - это безопасные секреты, они не заставляют ребенка испытывать чувство страха. Такие секреты, в конечном итоге, поверяются кому-нибудь. Небезопасные секреты часто заставляют детей испытывать страх или стеснение. Небезопасным секретом всегда нужно поделиться с взрослым, который поможет тебе.
4. Вместе со своим ребенком постоянно вспоминайте имена безопасных взрослых. Безопасные взрослые - это взрослые, которые выслушают ребенка, поверят ему и помогут. Помните, что ребенку кроме матери и отца нужны другие взрослые. Учителя, бабушка, дедушка, друзья, соседи - все эти люди могут быть безопасными взрослыми для вашего ребенка.

5. Разрешите своему ребенку говорить слово "нет". Многие дети считают, что взрослым нельзя отказывать и что их за это накажут. Однако дети должны понять, что им нужно говорить "нет" любому взрослому, который их пугает своими просьбами или требованиями. Мы поощряем своих детей, когда они отказываются от наркотиков, и нам нужно поддерживать их, когда они отказывают взрослому, который может им предлагать наркотики.
6. Твое тело принадлежит только тебе, я разрешаю тебе и помогаю тебе заботиться о нем.
7. Всякий раз, когда у тебя возникают проблемы, неважно, пугают ли они тебя или заставляют стыдиться, я выслушаю тебя, поверю тебе и помогу. Это, наверное, одно из самых важных откровений, поскольку дети часто думают, что им никто не поверит. Они также считают, что навредят себе или тому человеку, который их обижает. Родители должны разъяснить своим детям, что хотят защитить их от зла.

Родители должны знать, что:

  1. Жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики.
  2. Насилие может совершаться в отношении детей всех возрастов, включая и детей до 1 года.
  3. В 85-98% случаев дети знакомы с насильником. И не просто знакомы, а часто испытывают к нему чувство любви и доверия.
  4. Чаще всего насилие происходит в доме жертвы, либо в доме насильника.
  5. Насильником может быть человек любого возраста, любой расы и любого социального положения.
  6. Сексуальное насилие ничего общего не имеет со страстью, это проблема власти.
    Защитить детей от сексуального насилия - одна из главных задач родителей.

Защищенный, сильный

и свободный

Все родители хотят, чтобы их дети выросли, чувствуя себя защищенными, сильными и свободными. Быть родителем - трудная задача, этому нужно учиться. Общение - это самый важный союзник родителей, который поможет им вырастить здорового ребенка. Умение выслушать ребенка, поговорить с ним начистоту - вот из чего надо исходить, чтобы выработать у ребенка навыки, которые помогут ему избежать насилия. Каждый из нас имеет право вырасти свободным от насилия.

Советы родителям:

1. Запомните правило «три К», всегда знайте: Куда пошел ваш ребенок; Кто пошел с ним и Когда он должен вернуться.

2. Всегда отмечайте взрослых, которые уделяют слишком много внимания вашему ребёнку и дарят ему дорогие подарки, покупают сладости, ищут возможности остаться наедине с вашим ребёнком и т. д.

3. Ваш ребёнок должен знать с детства, кто его может трогать, а кто нет, и какие части тела считаются интимными. А также, что интимные части тела никто (кроме самого ребёнка, врача и мамы) не может трогать. Для того чтобы ребёнок понял, о чем идет речь, используйте выражения типа: «у тебя под одеждой», «у тебя под трусиками». Можно также добавить: «если кто-нибудь захочет потрогать тебя здесь, скажи мне». Пусть ребёнок выучит правила сексуального поведения.

4. Объясните детям разницу между «плохим» и «хорошим» секретом. Например, скажите, что хранить в секрете сюрприз на день рождения — это хорошо, но не рассказать взрослым, если кто-то доставляет тебе неприятные ощущения или обижает тебя — это плохо.

5. Научите детей доверять интуиции и говорить «нет» в ситуациях, когда они чувствуют себя с кем-то некомфортно.

6. Не оставляйте маленьких детей одних на площадках, в магазине, в парке без наблюдения близких взрослых.

7. Объясните детям, что они не должны подходить к незнакомым машинам и к незнакомым людям. Дети также не должны уходить даже со знакомыми людьми прежде, чем спросят вашего разрешения.

8. Научите подростков выбирать самый безопасный (а не самый близкий) путь возвращения вечером домой. Также вы должны знать, с кем они пойдут или кто их будет встречать.

9. Слушая ребёнка, применяйте «активное слушание». Ребёнок должен знать, что если его что-либо беспокоит, вы всегда выслушаете и поможете.

10. Соблюдайте правила сексуального поведения при детях.

Гораздо легче предотвратить

сексуальное насилие в отношении вашего ребёнка, чем испытывать глубочайшее чувство вины за то, что не уберегли его.

"Воспитание без насилия"


            За последнее десятилетие термин “жестокое обращение с детьми” вошел в нашу жизнь, стал широко использоваться в научной и публицистической литературе, нормативных документах. Социальные работники, классные руководители, психологи чаще других сталкиваются с этой проблемой, им, в первую очередь, мы и предлагаем свои материалы.

         Оказание помощи детям и предупреждение жестокого обращения с ними должно проводиться в семейном контексте и, прежде всего, в форме бесед и коррекционных занятий с родителями для преодоления трудностей семейного воспитания, изменения установок по отношению к ребенку, чтобы они не чувствовали своего бессилия и одиночества.

         Нет сомнения в том, что большинство родителей любит своих детей и желает им добра. Заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удовольствиями и удобствами ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость.

         Легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если кто-то чужой – сосед, няня или учитель – попытается ударить их ребенка или как-то обидеть его.

         При этом многие родители сами способны поднять руку на своих детей.

         Здесь уместно заметить, что словесные оскорбления, грубые слова, постоянные придирки, насмешки способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

         Почему возникает такая двойственность?

         Возможно, считается, что в этом случае цель оправдывает средство (“потом еще мне спасибо скажет”).

         Возможно, что мы исходим из своего жизненного опыта (“меня в детстве тоже ремнем “учили”, иначе неизвестно еще, что бы выросло”). Вспомните, однако, что вы чувствовали тогда. Вспомните ощущение бессилия человека, которого бьют.

         Возможно, в глубине души мы убеждены, что ребенок – наша собственность и мы вправе делать с ним все, что захотим.

         Возможно, иногда кажется, что просто нет другой возможности повлиять на ребенка, кажется, что физическое воздействие вернет власть и авторитет (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие варианты поведения).

         Возможно, “рука сама поднимается” (но вдумайтесь: поднимется ли рука сама, когда вы сердитесь, например, на друга, коллегу или начальника).

         Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребенка они ничему не научат, а только оскорбляют и раздражают его, после побоев никто из членов семьи не знает, что ему делать – и все замыкаются в одиночестве.

         А вероятнее всего, взрослые прибегают к ударам вследствие неумения найти выход из сложившейся ситуации, вследствие бессилия или растерянности, которых сами не осознают.

         Физические наказания – явление распространенное во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их, унижать. Нет, они намерены “серьезно” наказать ребенка и считают, что пощечины, пинки и удары являются формой “внушительного” воздействия. Эти родители видят в телесных наказаниях средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали. Но, несмотря на свою убежденность, большинство родителей чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние.

         Практика показывает, что телесные наказания не всегда вызваны поведением ребенка, часто они являются следствием состояния родителей. Взрослые нередко угнетены житейскими обстоятельствами, чувством одиночество, отсутствием помощников в нелегком деле воспитания детей, тяжестью ответственности. Иногда они озабочены проблемой заработка, состоянием здоровья, отношениями с другими людьми – и эти проблемы проявляются во вспышках гнева по отношению в детям. В такой ситуации удары не наказание, не воспитательная мера, а следствие истерики, долго копившегося напряжения.

         Результаты телесных наказаний. Проведенные специалистами исследования показывают, что телесные наказания причиняют вред ребенку и практически не приносят никакой пользы. Подобная мера воздействия действует только в течение короткого времени – оно, возможно, и разряжает обстановку, но не улучшает поведение ребенка вообще. Чаще всего оно приводит к противоположным результатам: ребенок чувствует себя униженным и, “отбыв” наказание, возвращается к прежнему поведению. Систематические физические наказания вырабатывают у ребенка своего рода “иммунитет”, и побои перестают приводить его “в норму”.

         И самое страшное, что ребенок видит в битье способ излить накопившийся гнев и разрешить проблему. Он учится прибегать к драке в минуту гнева. Родители не учат его самообладанию, умению справляться с отрицательными эмоциями другим способом, и ребенок привыкает к тому, что можно снять напряжение, подняв на кого-то руку. Он уже считает возможным применять силу над более слабым.

         Реакция на телесные наказания бывает у ребенка самой разной:

  • маленький ребенок, если его ударили, начинает плакать еще громче,
  • ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным,
  • ребенок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и окружающим. Его дальнейшее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Его непрерывно мучает страх, что губительно сказывается на его развитии.

         Какой бы разной по внешним проявлениям ни была реакция, в ее основе лежат общие законы детской психики. Ребенку трудно понять, что телесному наказанию он подвергся из-за своего плохого поведения. Для него это проявление гнева или нелюбви взрослого.

         Ребенок, которого ударили, теряет веру в добрые намерения родителей. У тех, кого били, унижали в детстве (даже если дело не доходило до издевательств), душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избываться от чувства боли и обиды до конца жизни.

         Четкие рамки поведения. Для душевного равновесия и правильного поведения ребенку необходимы четкие рамки и ясные правила. Он учится определять эти границы, принимая требования родителей и подражая их действиям. Ребенок, который ведет себя одинаково как в присутствии родителей, так и в их отсутствие - самостоятельный, владеющий собой человек с развитым чувством ответственности. Но добиться этого не всегда просто.

         Если что-то произошло:

  • прислушайтесь к ребенку и постарайтесь понять его точку зрения. Не обязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое вы оказали ребенку, он ощущает себя полноправным и достойным участником событий;
  • ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие (разумеется, существуют правила, которые могут устанавливать только взрослые);
  • предоставьте ребенку право выбора, дайте ему понять, что он волен выбирать из нескольких возможностей;
  • ребенок имеет право выразить свое мнение и свои чувства относительно тех границ поведения, которые вы ему определяете. Как ни мал ребенок, его мнение по этому вопросу поможет установить эти границы справедливо;
  • взрослому необходимо самому верить в справедливость своих требования, объяснить ребенку их причины и убедиться, что он их осознал;
  • не требуйте от ребенка сразу многого: начинать надо с небольшого набора правил;
  • давайте детям ясные и точные указания;
  • неоднократно возвращайтесь к этим правилам и инструкциям – ребенок нуждается в повторении;
  • не требуйте немедленного исполнения ваших требований, дайте ребенку возможность переключиться.

         Устанавливая для ребенка границы и правила поведения, вы отнюдь не превращаетесь в его глазах в суровых и черствых родителей – если, конечно вы делаете это достаточно гибко и справедливо.

         И даже если дети порой будут возмущаться и противиться вашим требованиям, они примут и оценят по достоинству проявленную вами последовательность.

         Дети подражают вашему поведению и учатся ответственности за свои поступки.

         Подбирайте наказание в соответствии с поведением ребенка.

         Порой родителям кажется, что неправильный поступок ребенка требует определенной реакции с их стороны, раз уж предварительные предупреждения оказались неэффективными. Родители считают, что наказание за дурной поступок может научить ребенка чему-то хорошему и изменить его поведение к лучшему.

         Иногда это действительно так. Но только при одном условии – если ваша реакция связана по смыслу с проступком и имеет воспитательное значение.

         Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Это – основной принцип, которым вы должны руководствоваться, применяя наказание. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием проступка, если вы действительно хотите научить ребенка, как следует себя вести.

         Чтобы найти наказание, логически соответствующее поступку ребенка, необходимо задать себе вопрос: “Что произойдет, если я не буду вмешиваться в ход событий? Как надо действовать, чтобы ребенок понял, какого поведения от него ждут?”

         Прежде всего ребенку надо объяснить отрицательную сторону им содеянного. И объяснить так, чтобы, несмотря на возраст, он это понял и сделал верные выводы. Существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях чувство ответственности и послушание, научить их управлять своими поступками, не прибегая при этом к телесным наказаниям.

  • хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в их сознании представление о правильном действии;
  • старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно;
  • помните, что достаточно часть прибегая к поощрению, вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе;
  • старайтесь научить ребенка осознать и исправить неправильный поступок;
  • полезно высказать свое отношение к неподобающему поведению ребенка ясно и недвусмысленно;
  • разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества;
  • вовлекайте ребенка в процесс принятия решения;
  • старайтесь избегать пустых угроз;
  • помните, что вы являетесь для ребенка образцом правильного поведения;
  • желательно, чтобы дети имели возможность выразить свое недовольство или даже возмущение, когда они должны подчиниться правилам, которые им не по вкусу;
  • воздерживайтесь от шлепков, криков, угроз и оскорблений – они могут только усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста;
  • старайтесь не выражать предпочтение одному из детей;
  • нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать;
  • воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубости в стиле “гадкий, злой, бестолковый” и т.п.; оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил;
  • используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.

         Что делать, если ребенок заупрямился?

Надо помочь ребенку понять, что произошло, установить с ним контакт, решать проблему с учетом его мнения, а точнее – предоставить ему возможность принять и решение, и ответственность за него.

         Как это сделать?

  • Постарайтесь понять, что скрывается за поведением ребенка и что он пытается им выразить.
  • Прислушайтесь к его словам. Вникните в проблему, о которой он говорит.
  • Предложите ребенку придумать как можно больше вариантов разрешения этой проблемы (даже если некоторые из них окажутся совершенно фантастическими).
  • Попросите ребенка оценить преимущества и недостатки каждого из вариантов.
  • Обсудите их вместе с ребенком и позвольте ему самостоятельно решить, какой из вариантов предпочтительнее.
  • Попросите ребенка представить себе возможные последствия варианта, который кажется ему самым удачным.
  • Когда ребенок выполнит свое решение, дайте оценку тому, что получилось.

         Помните, что такая совместная деятельность укрепляет в ребенке веру в то, что он может самостоятельно справиться с решением проблемы, и приучает его к тому, что он отвечает за свои поступки.

         Как же быть, если вы чувствуете, что вам хочется стукнуть ребенка или накричать на него?

         В жизни родителей бывают периоды, когда они ощущают бессилие, находятся в состоянии кризиса или эмоционального напряжения. В такие моменты их гнев на детей нередко выражается в крике или наказаниях. Конечно, ничего хорошего в этом нет, но нет также и основания для вывода, что они не могут быть хорошими родителями. Если они отдают себе отчет в совершаемых действиях, у них есть шанс изменить свое поведение.

         Многим родителям хорошо знакомо чувство одиночества, потребность в поддержке близких людей. Мы советуем обсуждать беспокоящие вас вопросы с другими членами семьи, с родственниками, чтобы разрешить их вместе.

Нередко родителям бывает стыдно за свои слова и действия в минуты гнева и отчаяния.

         Помните, что существует множество способов снятия напряжения и разрядки!

Отвлекитесь на короткое время, пойдите в другую комнату, может быть, даже выйдите из дома (по возможности). Объясните ребенку свои действия, расскажите о своих чувствах, когда вернетесь домой.

         Если позволяют обстоятельства, заставьте себя отключиться и попробуйте расслабиться, займитесь каким-либо физическим трудом, примите душ (ванну), вымойте посуду или, наконец, подержите руки под краном с водой, умойте лицо.

                   Только в спокойном состоянии вы сумеете выяснить для себя, чего вы хотите и чего требуете от ребенка, и поступить по справедливости. В состоянии же гнева и напряжения вы способны вести себя агрессивно, можете обидеть ребенка и позволить себе высказывания, которые только усилят у него чувство протеста и непослушание, ухудшат его поведение, и вы еще больше отдалитесь друг от друга.

Поскольку вы знаете своего ребенка и предвидите, в связи с чем могут возникнуть конфликтные ситуации, пытайтесь избегать их, а спокойные минуты старайтесь не использовать для бесед с ребенком на “острую” тему и для развития у него конструктивного отношения к проблеме.

         Любое проявление жестокости кладет конец вашему диалогу с ребенком и нарушает взаимоотношения между родителями и детьми. В добавление к этому, ребенок учится таким же образом относиться к другим людям.

         Если вы считаете, что обидели ребенка, вы должны искренне извиниться перед ним. Это научит вашего ребенка поступать так же в случае, если он кого-нибудь обидит (в частности, и вас).

         Стоит ли просить о помощи и в каких случаях?

         Если вы почувствуете, что нуждаетесь в консультации и поддержке, это не свидетельствует о вашей слабости.

         Если вы чувствуете, что больше не можете мириться с создавшимся положением, - это не говорит о том, что вы плохие родители.

         Никто не готовит человека к выполнению родительских обязанностей, и если вы испытываете описанные ниже ощущения, то консультации со специалистами или курсы для родителей помогут вам в решении семейных проблем.

         Итак, если:

  • ваши действия постоянно вызывают у детей обиду и протест;
  • вы агрессивны физически и словесно, когда сердитесь на детей;
  • вас удручает, что дети вас не слушаются;
  • действия детей слишком редко отвечают вашим ожиданиям;
  • вы чувствуете, что не способны разговаривать с собственными детьми;
  • вы чувствуете, что явно предпочитаете одного из детей остальным;
  • не стесняйтесь обращаться за помощью. Это не легко, но пусть вас ободряет тот факт, что многие родители, все-таки сделавшие это, нашли понимание и получили реальную помощь. Беседы со специалистами, посещение лекций, участие в групповых занятиях и встречах для родителей способствовали появлению у них чувства, что они не одиноки на “поле битвы”. Вы можете поделиться своим опытом с другими родителями и поучиться чему-то у них.

         Конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельских чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы. Но это – маленькие человеческие существа, и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Родителями быть нелегко, но плохо, если нелегко от этого нашим детям.

свернуть

Республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!»

Республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!»


Цель акции — вовлечение широких слоев населения в оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем бытового насилия и семейного благополучия.

Домашнее насилие происходит за закрытыми дверями, но оно, несомненно, является проблемой всего общества. Насилие в семье — наиболее распространенная форма насилия в отношении женщин. Согласно исследованиям, проведенным в ряде стран Всемирной организацией здравоохранения, до 70% женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому насилию со стороны своего интимного партнера или мужа. Многие женщины совершают грубую ошибку, когда после первого или второго семейного скандала, завершившегося рукоприкладством со стороны мужа-агрессора, не придают этому особого значения и не обращаются за помощью к специалистам. Помните: в 95% случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.

Насилие в любой форме проявления неприемлемо для общества. Где есть насилие в семье — нет семьи. Просим вас задуматься: а правильно ли живете вы?

Помните: мир без насилия начинается в вашем доме! Сделаем его безопасным вместе!
Если вам известно о фактах насилия в семье, вы являетесь жертвой такого насилия, мы готовы оказать помощь каждому.

Телефон общенациональной горячей линии для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801( ежедневно с 8.00 до 20.00 часов)

  1. Правоохранительные органы. Если Вы подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102. Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы».
  2. Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). В штате большинства ТЦСОНов имеются высококвалифицированные психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения. Со списком территориальных центров социального обслуживания населения вы можете ознакомиться здесь. Кроме этого при некоторых ТЦСОН организована работа кризисных комнат и отделений, которые могут предоставить временный приют.
  3. Медицинские учреждения. Если Вы пострадали от физического насилия, Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.
  4. Религиозные организации. Вы также можете обратиться за помощью в религиозные организации, которые смогут выслушать Вас, дать совет и направить на путь решения проблемы.
  5. Общественные организации. В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать Вам психологическую, социальную, иногда и юридическую помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», под насилием в семье понимаются умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

К категории административных правонарушений, совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений», могут быть отнесены следующие:

  • умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1 КоАП)
  • оскорбление (статья 9.3 КоАП)
  • мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП)

Насилие - это система поведения, основанная на приме­нении одним человеком различных форм принуждения с целью установления и сохранения власти и контроля над другим человеком.

Домашнее насилие - это всегда определенная система поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющая целью сохранение власти, контроля и внушение страха, то есть систематические агрессивные и враждебные действия, в результате которых объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или даже смерть. Насилие в семье может иметь различные векторы направленности:

■   со стороны мужа по отношению к жене;

■   со стороны жены по отношению к мужу;

■   со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

■   со стороны старших детей по отношению к младшим;

■  со стороны взрослых детей и внуков по отношению к роди­телям или престарелым родственникам;

■   со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

Основными видами домашнего насилия принято считать:

■   физическое;

■   эмоционально-психологическое;

■   экономическое;

■   сексуальное.

Физическое насилие - все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижения. Это - избиение, толчки, царапины, плевки, шлепки, пощечины, хватание, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, ис­пользование оружия, нанесение ожогов и др.

Эмоционально-психологическое насилие выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Оно включает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы уйти и забрать с собой детей, угрозы насилия по отношению к себе, жертве или детям; совершение насилия в отношении детей, родителей, домашних животных; повреждение имущества; контроль или ограничение круга общения жертвы, те­лефонных разговоров; проявление ревности в крайней степени, преследование, обвинение партнера во всех возникающих проблемах, прерывание сна, процесса еды, и т. д.

■ Сексуальное насилие — любой сексуальный акт или сексуальное поведение, навязываемое партнерше (партнеру) без ее (его) согласия. Это принуждение к сексуальному акту с ис­пользованием силы, угроз или шантажа (изнасилование), причи­нение боли или вреда здоровью посредством сексуальных дей­ствий. Особо выделяют насильственные сексуальные действия в отношении детей — инцест.

■ Экономическое насилие — использование денег для контроля над партнером. Это отказ содержать детей, единоличное принятие финансовых решений, создание ситуаций, в которых партнер вынужден выпрашивать деньги и отчитываться в любых тратах, утаивание доходов, растрачивание семейных денег, запрет работать, принуждение работать, изъятие заработанных денег и т. д.

Среди причин домашнего насилия можно выделить социально-экономические и личностные (индивидуальные). Социально-экономические причины кроются в принципах и

особенностях общественного уклада. Индивидуальные - являют­ся следствием характера и личности агрессора.

Социально-экономические причины:

■ общество оправдывает насилие в отношении женщин и детей;

■отсутствуют законы, которые позволяли бы наказывать домашних агрессоров;

■  экономические проблемы (рост безработицы, низкие заработные платы) усугубляют напряжение в семьях;

■демонстрация насилия на телевидении, в прессе, насилие в компьютерных играх снижают критичность в отношении агрессивного поведения, появляется даже «мода» на жестокость.

■  индивидуальные (личностные) причины:

■  неумение контролировать свою агрессию;

■  неумение разрешать конфликты «мирным» способом;

■  возможно, человек в детстве также подвергался жестокому обращению и перенял модель жестокого поведения у своих родителей;

■ употребление спиртного, наркотиков, которые снижают самоконтроль, могут вызвать галлюцинации;

■ присущая человеку жестокость - ему доставляет удовольствие причинять боль другим;

■   психические заболевания;

■  желание контролировать и навязывать свое мнение окружающим.

Многие считают, что алкоголь - одна из причин домашнего насилия. Однако это не так. Злоупотребление алкоголем не является причиной насилия, хотя очень часто используется как его оправдание.

Не все алкоголики склонны к насилию, и не у всех агрессоров есть проблемы со спиртным. Человек, который совершает насилие над другим, делает это вне зависимости от своих взаимоотношений со спиртными напитками. Иными словами, тот, кто не склонен к насилию, не станет проявлять его ни в пьяном, ни в трезвом виде, и наоборот.

Последствия домашнего насилия

Людям, пережившим в детском возрасте физическое, сексуальное, эмоциональное или иное насилие, свойственны:

■  низкая самооценка;

■  повышенная тревожность;

■  агрессия и аутоагрессия;

■неспособность к доверительным отношениям с другими людьми, одиночество;

■   частые депрессивные состояния;

■   мысли о самоубийстве;

■   чувство вины, пессимизм, негативные установки;

■   склонность к зависимости от окружающих.

Куда обращаться за помощью в ситуации насилия?

При необходимости можно обращаться за помощью в соот­ветствующие государственные органы и организации, а также к специалистам общественных объединений.

На сегодняшний день в нашей стране на основе положений международных документов была создана достаточно масштабная система защиты прав и свобод ребенка, в том числе, от насилия и жестокого обращения. Такую деятельность ведут разные органы и учреждения: комиссии по делам несовершеннолетних, органы образования, опеки и попечительства, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел.

Образовательные учреждения, помимо помощи в защите прав, оказывают психолого-педагогическую и социально­педагогическую помощь детям, пострадавшим в семье от жестокого обращения и пренебрежения основными жизненными потребностями.

Если ребенок посещает дошкольные учреждения (ясли или детский сад), можно обратиться к работающему там психологу, ко­торый поможет родителям наладить отношения со своим ребен­ком. Если же ребенок ходит в школу, стоит посетить социально­психологическую службу учреждения общего среднего образования. Социально-педагогический центр, отдел (или управление) образования помогут в том случае, когда ребенок подвергается насилию со стороны педагогов или сверстников. Такие центры есть в каждом районе Минска, в областных и районных центрах Беларуси. Социально-педагогические центры оказывают социально-педагогическую и психологическую помощь детям, оказавшимся в тяжелой ситуации, и их родителям, проводят семейные консультации, встречи и занятия по восстановлению детско-родительских отношений, работают с семьями, где имело место жестокое обращение с детьми, и т. д.

Комиссии по делам несовершеннолетних организуют работу органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних, признают несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите; утверждают и контролируют выполнение межведомственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите; обращаются в установленном законодательством порядке в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в защиту иных интересов несовершеннолетних; принимают участие, когда это необходимо, в рассмотрении соответствующими органами, учреждениями и организациями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, материалов о правонарушениях или иных антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих; посещают несовершеннолетних по месту жительства, работы или учебы, проводят беседы с несовершеннолетними, их родителями или лицами, их заменяющими; проводят прием несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих, и иных граждан.

Органы опеки и попечительства осуществляют защиту прав и законных интересов детей, осуществляют контроль над условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в соответствующих учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях.

Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). В штате большинства ТЦСОН есть высококва­лифицированные психологи, специалисты по социальной рабо­ те, которые помогают разобраться в сложной ситуации, оказыва­ют экстренную психологическую помощь, проводят консультации по базовым социально-правовым вопросам. Кроме того, при некоторых ТЦСОН организована работа кризисных комнат и отделений, где жертвы насилия могут получить временный приют.

В г. Минске действует Городской центр социального обслуживания семьи и детей, специалисты которого имеют большой опыт работы с пострадавшими от домашнего насилия. Консультации по семейным проблемам можно получить по теле­фону 8-017-247-32-32.

В г. Гомеле Городской центр социального обслуживания семьи и детей круглосуточно оказывает экстренную психологи­ческую помощь по телефону 170.

Учреждения здравоохранения оказывают первичную медицинскую помощь и организуют лечение, определяют характер телесных повреждений и фиксируют, где, каким образом и при каких обстоятельствах пострадавшие от насилия получили травмы.

Городской клинический детский психоневрологический диспансер г. Минска оказывает психологическую помощь детям - жертвам насилия и их родителям. Телефон регистратуры диспансера: 8-017-328-88-71.

Религиозные организации также оказывают помощь в ситуации домашнего насилия.

Сестричество в честь преподобной Ефросиньи Полоцкой в г. Лида оказывает социальную помощь женщинам (предоставление временного приюта), духовную и психологическую помощь. Телефоны сестричества: 8-029-151-95-22, 8-033-688-40-49.

Общественные объединения. В Республике Беларусь суще­ствует ряд общественных организаций, которые могут оказать психологическую, социальную, а иногда - и юридическую помощь в ситуации домашнего насилия.

Городское общественное объединение по предупреждению жестокого обращения с детьми«Дети - не для насилия» оказывает помощь и поддержку детям, пострадавшим от насилия, и их родителям. Телефон объединения: 8-017-283-13-26.

На базе Территориального центра социального обслуживания населения Первомайского района г. Минска

общественное объединение «Радислава» создало Службу помощи гражданам, пострадавшим от насилия. Контактный телефон: 8-017­280-28-11.

Борисовское женское социальное общественное объединение «Провинция» предлагает психологическую и правовую помощь женщинам и семьям. Телефон кризисной линии для женщин: 8-029-756-35-24.

Общественное объединение «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин»предлагает социальную, юридическую и психологическую помощь (пострадавшим от насилия и агрессору). Телефон объединения в г. Минске: 8-017-295­31-67. Номер телефона специалиста по социальной работе: 8-033­603-20-32 (с 9.00 до 18.00, суббота и воскресенье - выходные).

Международное общественное объединение «Гендерные перспективы», расположенное в Минске, оказывает юридическую и психологическую помощь (жертве и агрессору), предоставляет женщинам услуги социального сопровождения, обеспечивает им временное убежище и др. Номер телефона для пострадавших от домашнего насилия (общенациональная горячая линия): 8-801­100-8-801.

Номера телефонов для подростков и членов их семей, оказавшихся в ситуации насилия:

■   телефон для экстренного вызова милиции: 102;

■ телефон доверия МВД по вопросам домашнего насилия и жестокого обращения с детьми: 8-017-218-72-22;

■   горячая линия ГУВД Мингорисполкома: 8-017-229-40-01;

■  республиканская приемная Национальной комиссии по правам ребенка: г. Минск, ул. Кирова,16, каб. №1; тел.: 8-017-227-31-38;

■  телефон линии круглосуточной экстренной психологической помощи для детей и подростков:8-017­246-03-03 [17]

Как я могу поступить в ситуации домашнего насилия?

Очень часто в ситуации домашнего насилия многие не знают, что им делать, куда можно обратиться за помощью? Это далеко не единственные вопросы, которые могут возникнуть у людей, обращающихся за помощью в ситуации домашнего насилия. Вид вопроса всегда зависит от индивидуального случая, однако можно сказать, что есть наиболее частый вопрос, который волнует каждого человека: «Как я могу защитить себя?».

Пытаясь ответить на поставленный вопрос в процессе своего взаимодействия с пострадавшими, я часто задаю несколько ключевых вопросов, которые помогают сориентироваться как мне в своей работе, так и пострадавшим: «Что Вы реально готовы предпринять для решения проблемы?», «Чем готовы пожертвовать для свой безопасности?».

Чаще всего я задаю эти вопросы по одной причине, так как люди, которые обращаются за помощью в ситуации домашнего насилия, чаще всего дифференцируются мною по двум критериям:

1) те, кто желает окончательно решить проблему (разойтись, развестись, привлечь к ответственности супруга/партнера и др.) (случай №1);

2) те, кто хотят сохранить отношения, укрепить их, не причиняя вреда своему партнеру (супругу) (случай №2).

По этой причине алгоритм действия для каждого вышеупомянутого случая будет свой. Однако, несмотря на желание пострадавших, каждый человек должен понимать, что насилие выступает угрозой для здоровья и благополучия, по этой причине важно уметь самостоятельно взвешивать сложившуюся ситуацию, либо обращаться в организации, которые смогут помочь разобраться в проблеме, и направить на путь ее решения.

Случай №1.

Важно понимать, что на данный момент любые проявления насилия являются нарушением закона. По этой причине, если мы будем говорить о правовом решении проблемы, следует понимать, что мы имеем дело в первую очередь с правоохранительными органами, которые стоят на стороне защиты правопорядка, в том числе и в семье. В виду этого необходимо:

1)      Обращаться в милицию с заявлением, в котором вы должны четко указать суть вашей проблемы (до самых мельчайших подробностей);

2)      После того, как вы отдадите заявление в милицию, ваш участковый милиционер должен присвоить ему номер. Обязательно запишите этот номер;

3)      Участковый милиционер должен расследовать ваш случай. Немаловажным в этой ситуации будут выступать доказательства, указывающие на вину агрессора (слова свидетелей (соседи, дети и др..), следы от ударов, и др.). Вы должны быть готовы к этому!

4)      После этого дело должно передаться в суд. Вы должны знать, что в соответствии с законодательством РБ во время суда можно выбрать меру наказания преступника: а) административный штраф; б) административный арест до 15 суток. По этой причине, если Вы желаете выбрать меру наказания для агрессора, Вы должны присутствовать на судебном заседании. Для чего Вам необходимо интересоваться ходом вашего дела у участкового милиционера.

5)      Если вы состоите в браке с агрессором, вы можете также подать заявление на расторжение брака.

Случай №2.

Очень часто пострадавшие не готовы обращаться в правоохранительные органы в ситуации домашнего насилия. Это может быть вызвано большим спектром причин, как социального, так и психологического характера (например, боязнь осуждения, либо занятие высокой должности супругом/супругой, что может повлиять на уровень заработной платы и др.). По этой причине, если Вы уверены, что Вы можете сохранить отношения, что их продолжение с агрессором не нанесет вам вреда, то

1)      Вам следует начать с беседы. Попробуйте поговорить с партнером о своих чувствах, о том, что вас беспокоит в отношениях. Очень важно понимать, что в этой ситуации диалог может быть единственным методом решения проблемы. Он должен быть спокойным, не старайтесь переходить на личность, перечислять недостатки партнера. Это может лишь усугубить ситуацию;

2)      Если вы сомневаетесь, и не знаете с чего начать разговор, предварительно составьте план беседы, либо проконсультируйтесь с психологом.

3)      Не забывайте проводить самоанализ. Дайте понять партнеру, что Вы тоже готовы предпринимать действия для решения проблемы. (Очень часто мы предъявляем высокие требования к партнерам, забывая про то, как мы сами себя ведем).

4)      Если видите, что беседа не помогает, попробуйте уговорить партнера обратиться к специалистам, которые могут помочь разобраться в ситуации. Важно понимать, что работа в этом направлении будет эффективной лишь при желании обоих работать в направлении решения проблемы.

ПОМНИТЕ!!!

Что какой бы случай Вы не выбрали, у Вас есть право на счастливую жизнь. Жизнь без насилия!

Кроме этого у Вас всегда есть возможность проконсультироваться со специалистами по телефону общенациональной горячей линии

8 801 100 8 801

Мероприятия

Класс

Дата

Ответствен.

1.

Разработка мероприятий по проведению мероприятий акции «Дом без насилия».

1-11

До

03.04.2021 

Педагог социальный

2.

Размещение сведений о целях и задачах акции «Дом без насилия» на стенде «Для вас, родители».

 

До

05.04.2021 

Педагог социальный

3.

Оформление страницы на сайте школы.

 

До

05.04.2021 

Педагог социальный

4.

Создание почтового ящика доверия.

1-11

До

 05.04.2021 

ЗДВР,  педагог социальный

5.

Изготовление и распространение тематических буклетов, памяток по проблемам насилия. Для родителей: «Семья без насилия», «Дети – жертвы семейного насилия».

Для учащихся:

Рекомендации по бесконфликтному общению.

1-11

До

08.04.2021 

ЗДВР, 

педагог социальный

6.

Посещение семей, дети в которых находятся в СОП, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

1-11

С 05.04 по 16.04.2021 

Педагог социальный классные руководители,  инспектор ИДН, администрация учреждения

7.

Встреча учащихся с инспектором ИДН на тему: «Дети без обид и унижений»

9,11

09.04.2021 

Инспектор ИДН

8

«День легкоатлета», посвящённый летним Олимпийским играм

8-11

10.04.2021 

Седляр В.И.

9.

Беседа «Жизнь без насилия».

10

07.04.2021 

Щучка П.П.

10.

Деловая игра «Учимся общаться».

5

09.04.2021 

Веренич Е.Г.

11.

Час профилактики «Умеем ли мы общаться и понимать друг друга» 

8

08.04.2021 

Колбик Н.А.

12.

Занятие с элементами тренинга «Жизнь без стрессов».

 

8

 

 

09.04.2021 

Нагар Л.Н., педагог-консультант  равного обучения

13.

Час профилактики «Не вырони из рук свое будущее»

11

07.04.2021 

Седляр А.В.

14.

Классный час «Добро против насилия».

7

09.04.2021 

Конончук Л.И.

15.

Классный час «Конфликты в нашей жизни».

9

07.04.2021 

Петрусевич Н.Н.

16.

Консультация для родителей «Законодательство, регулирующее отношения в семье».

 

10.04.2021 

Педагог социальный

17.

Деловая игра для педагогов «Права ребёнка».

 

07.04.2021 

Педагог социальный

18.

Викторина «Твой политический словарь».

6

08.04.2021 

Конончук Л.И.

19.

Программа-розыгрыш «Весёлое настрое»

1-4

10.04.2021 

Педагог организатор

20.

Анкета «Насилие в семье».

5-8

С 05.04 по 16.04.2021 

Педагог социальный,

классные руководители

21.

Просмотр и обсуждение фильма «Свет в конце тоннеля».

5-7

05.04.2021 

Педагог социальный

22.

«Предупреждение  насилия в семье, разъяснение положений Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

(выступление перед трудовым коллективом)

 

09.04.2021 

ЗДВР

23.

Подготовка отчёта о проведённых мероприятиях. Информацию об итогах предоставить в отдел по образованию.

 

12.04.2021 

Педагог социальный

свернуть

Насилие в семье

Домашнее насилие

 Приют в трудной ситуации 

Под насилием в семье понимаются умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

Жертвой насилия в семье является человек, подвергшийся:

Физическому, психологическому, сексуальному насилию.

Цель работы специалистов отделения социальной адаптации и реабилитации -  содействие в социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Принципы:

Безопасность, конфиденциальность, анонимность, профессионализм, доступность, ответственность.

При ГУ «Столинский ТЦСОН» функционирует «кризисная» комната. Предназначена для жертв, пострадавших от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и  стихийных бедствий, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прибывшим в район при распределении по первому рабочему месту, на кратковременный период решения вопроса о предоставлении места проживания. Созданы условия для пребывания вместе с детьми.

Кроме предоставления временного приюта, граждане могут получить консультационно-информационные, социально-психологические услуги.

Срок пребывания в кризисной комнате зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей лиц, которые обратились за помощью.

Услуга предоставляется бесплатно. 

Обратитесь за помощью!

Вас проконсультируют и окажут помощь  специалисты отделения:

по тел. 2-43-09

Заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации

Мороз Людмила Васильевна

специалисты по социальной работе

Велесницкая Людмила Григорьевна

Савицкая Людмила Николаевна

психолог

Ядловская Инна Викторовна

тел. 2-41-58

В ГУ «Столинский ТЦСОН» работает

«Телефон доверия» 8(029)8201445(МТС)

для оказания круглосуточной экстренной психологической помощи  гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации,

в т. ч. пострадавшим от домашнего насилия.

Рекомендации психолога

Домашнее насилие - систематические физические, словесные, моральные и экономические оскорбления и принуждения с целью запугивания и получения власти одних членов семьи над другими. 

Если, в общем, насилие можно определить как действие, причиняющее физические страдания или ущерб другому лицу, то в домашнем насилии четко обозначены источник и точка приложения этого действия – семья.

Домашнее насилие - это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другим человеком внутри семьи.

Если в вашей семье, по отношению к вам или другим членам семьи применяется насилие, вам необходимо признаться в том, что эта проблема касается именно вас и осознать, четко осознать, что это не ваша вина. В очень сложной ситуации самым лучшим выходом будет обратиться за помощью и поддержкой к компетентным специалистам, обратиться за помощью в правоохранительные органы.

 

Поможет ли правоохранительная система?

В законодательстве Республики Беларусь акцент на домашнее насилие не делается. И в уголовном, и в административном кодексе ответственность наступает за типичные формы насилия - нанесение телесных повреждений, изнасилование, истязание, убийство. Некоторые формы насилия фактически уголовно не наказываются, если они совершены в рамках семьи. Милиция должна более серьезно подходить к вопросу предупреждения правонарушений в семье.

Как же всё-таки вести себя в таком случае? Если появились поводы для беспокойства, специалисты рекомендуют заранее принять ряд мер: иметь "аварийную" сумму денег, документы, одежду, лекарства для себя и детей; запасные ключи; заранее договориться с родственниками и друзьями о предоставлении убежища в случае опасности…

Если насилие уже проявилось - расскажите об этом тому, кому вы доверяете. Можно также договориться с соседями, чтобы они вызывали милицию, если услышат шум и крики из вашего жилища.

Если вас ударили, избили, обратитесь в травматологический пункт, сохраняйте порванную одежду, сломанные вещи, можно также воспользоваться фотоаппаратом, чтобы зафиксировать ситуацию. Все это может пригодиться при возможном судебном разбирательстве. Если работники милиции отказываются принять у вас заявление, требуйте встречи с их руководством, запишите имена и телефоны милиционеров.

Защищайте себя!

Консультирование и поддержка

Сегодня существует достаточно людей, специалистов и организаций, к которым можно обратиться в любой момент, если вы страдаете от насилия в семье. Это может быть поддержка со стороны священника, психолога, локальных групп поддержки и помощи, или других организаций, действующих благотворительно. Поэтому, если ситуация в семье неблагоприятная или уже проявляются первые признаки насилия по отношению к вам, следует позаботиться о своей безопасности. Так сказать, предупредить беду.

 

Почему стоит быть осторожным?

Исследователи, работающие с проблемой домашнего насилия, отмечают, что существует цикл насилия: замкнутый круг чередующих друг друга ситуаций, разорвать который для многих довольно трудно. Повторение вновь и вновь актов насилия по отношению к своим близким словно запрограммировано заранее и вытекает из логики динамичного развития насильственной ситуации.

Теория о циклическом характере домашнего насилия была представлена в 1970-е годы американской исследовательницей Lenore Walker и на сегодняшний день является общепринятой. Согласно её концепции, домашнее насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл действий, включающий в себя 3 стадии:

1. Стадия нарастания напряжения

Продолжительность: может длиться минуты или месяцы.

К первой стадии относится период, в течение которого нарастает напряжение в семье. Насильник начинает злиться по незначительным причинам или без причины, становиться раздражительным и ищет повод для выхода своей агрессии. Факт нарастания напряжения часто отрицается как пострадавшим (ей), так и виновником этого напряжения. Происходящее оправдывается стрессом, плохим самочувствием, неприятностями на работе и т.д. Во время нарастания напряжения Жертва старается снять это напряжение и во всем угодить партнеру. Жертва считает, что ответственность за происходящее лежит на ней. Иногда удается на какое-то время снять напряжение, но через какое-то время он вспыхнет с еще большей силой.

Часто Жертва чувствует, что не в состоянии контролировать происходящее в семье. И именно на этой стадии она может начать искать помощь вне семьи: у родственников, друзей, у специалистов.

2. Стадия активного насилия

Продолжительность: может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

На второй стадии скопившееся напряжение перерастает в акт насилия любой формы. Акт насилия почти всегда происходит без посторонних. Насилие может быть физическим, сексуальным или принимать различные смешанные формы, сопровождаясь оскорблениями и унижением. Обидчик очень часто перекладывает вину за совершенное насилие на Жертву.

3. Стадия: «медовый месяц»

Продолжительность: не продолжается долго.

К этой стадии относится период после совершенного насилия. Это период передышки, относительного спокойствия и раскаяния. Обидчик просит прощения, одаривает Жертву подарками, становится добрым и внимательным, во всем помогает Жертве и заботится о ней. Он делает все, чтобы искупить свою вину. На этой стадии обидчик может быть искренним. Жертва здесь верит его словам и обещаниям, что насилие больше не повториться. Именно эта стадия создает иллюзию о том, что возможно улучшение их жизни, что агрессор, наконец, все осознал и готов измениться. При этом обидчик все равно обвиняет Жертву и доказывает ей, что она сама его спровоцировала, но обещает, что такого больше не повториться.

Обидчик снова накапливает проблемы, рождающие агрессию, которую он выражает в семье.

Потенциальные угрозы

Ваш агрессивный партнер будет предпринимать попытки запугать вас тем, что если вы кому-нибудь признаетесь в том, что страдаете от насилия, то тот заберет у вас ребенка (детей). Помните! Ни одна социальная служба не отберет у вас детей, потому как просто не имеет на это права.

Если вы боитесь, что обидчик может обидеть ребенка, незамедлительно обратитесь за помощью. Локальная группа поддержки для людей, переживших насилие, юрист социальной службы, сектор охраны детства посоветуют вам, как защитить себя, как защитить детей, а так же, как ограничить контакты ребенка с агрессивным обидчиком.

 

свернуть