6 класс
Тема:«Относительные имена прилагательные»
Цели:
- Ознакомление с определением относительных имён прилагательных и их признаками.
- Формирование умений определять относительные имена прилагательные по наличию суффиксов –ан- (-ян-), -янн-, -онн-, -овск-.
- Формирование умений образовывать относительные прилагательные, употребления их в речи.
- Развитие умений отличать качественные прилагательные от относительных прилагательных.
- Способствовать обогащению словарного запаса шестиклассников, развитию устной и письменной речи.
- Воспитывать интерес к изучению русского языка, к истории малой родины.
Ход урока:
1. Оргмомент:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
-Ребята, откройте тетрадки и запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока «Относительные имена прилагательные».
2. Проверка д\з:
параграф 43,44, упр. 329. Но прежде, чем мы отправимся в увлекательную страну знаний, давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.
Вопросы из «бабушкиного лукошка»:
1) Дайте определение имени прилагательному?
2) Какую синтаксическую функцию могут выполнять прилагательные в тексте?
3) Как изменяются прилагательные?
4) Что вы можете рассказать о краткой форме прилагательных?
5) Назовите разряды имён прилагательных?
6) Расскажите о качественных именах прилагательных?
7) Какие признаки помогают вам отличать качественные прилагательные от других прилагательных?
«Сигнальные карточки». Учащиеся поднимают красные карточки, если прилагательное качественное, а синие карточки, если прилагательное другого разряда.
Чудная картина, утренний час, низкая равнина, лунный свет, высоковатый парень, мамин шарфик, железные нервы, золотое кольцо, тихий час, полезная информация, приятный комплимент, твёрдый хлеб, голубое небо, хитрая лисица, лисицын хвост, круглая площадь.
3.Синтаксическая пауза.
- Записать под диктовку и предложение и сделать его разбор.
В сильный мороз весело трещат в печи березовые дрова (Повеств., невоскл., полное, распр.)
- По разряду какие прилагательные в данном предложении?
- Можно ли образовать краткую форму у прилагательного березовые?
4. Объяснение нового материала.
Чтение параграфа 45 стр. 163
Закрепление теоретических сведений. Игра «Да-нетка»:
1) Правда ли, что ОП не имеют краткой формы? (Да)
2) Правда ли, что у ОП есть отличительная примета: суффиксы –ан- (-ян-), -янн-, -онн-, -овск-? (Да)
3) Правда ли, что ОП обозначают качества? (Нет)
4) Правда ли, что ОП отвечают на вопрос чей? (Нет)
5) Правда ли, что ОП не имеют степени сравнения? (Да)
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала.
Работа с карточками.
По опознавательным признакам найдите относительные прилагательные.
Еловый лес, птичий клюв, городской житель, сладкий пирог, яблочное варенье, отрывной календарь, фарфоровая посуда, хлопковая блузка, гороховый суп, медные провода, густые заросли, высокие деревья, кожаные сапоги.
Работа с учебником. Упр. 332. От существительных образуйте прилагательные, составьте с ними словосочетания, выделите суффиксы прилагательных.
Село-сельская школа, апрель-апрельская капель, слива-сливовое варенье, берёза-берёзовая роща, клюква-клюквенный морс, пират-пиратское судно, горох-гороховый суп, цемент-цементная масса, зима-зимнее утро, океан-океанское дно, станция-станционный смотритель, весна-весенний вальс, ученик-ученическая парта, осина-осиновый кол, старик-стариковский наказ.
Упр.333 (устно).
Исследовательская работа над текстом инновационного проекта. Подчеркнуть имена прилагательные и определить их разряд по значению.
Татьяна Борисовна Шпиганович родилась в далёком мае 1939 в маленькой деревне Кочановичи на берегу красивой Припяти. В дружной и трудолюбивой семье Таня получила настоящие уроки жизни и достойной воспитание.
Как такового, детства у Татьяны не было, потому что была война…а потом послевоенное тяжёлое, голодное, холодное время. К счастью, дом Черняковских находился на хуторе, и во время страшной войны уцелел. Всё детство дружные дети проводили в лесу и на реке, собирая грибы, разные ягоды, рыбу, а ранней зимой хворост, дрова. Необходимые продукты питания, прессу и вести о ходе военных действий жители хутора получали по реке.
Татьяна была очень способная девочка, в школе училась хорошо, сильна была в математике, но и по остальным предметам не уступала, потому что с раннего детства была приучена к строгой дисциплине и ответственности. Читала всегда много и с охотою, сейчас у неё хранятся давние подшивки журнала «Вокруг света» за 1967 год.
После окончания Лемешевичской школы, сестры, Татьяна и Леонила, поступают в Пинское училище механизации и сельского хозяйства на специальность «Механик».
7. Рефлексия.
8. Подведение итогов. Выставление отметок.
- Понравился ли вам урок? Чем?
- Что было трудным на уроке?
- Что было новым на уроке?
9. Домашнее задание:
-3-4 б. - параграф 45, упр. 334 списать
-5-6 б.- пар.45, упр. 334, озаглавить текст+выделить суффиксы прил.
-7-8 б. – пар.45, упр.334 (1,2)
-9-10. – пар.45, упр.334 (1,2,3)