День пионерской дружбы

19 мая - День пионерской дружбы

Этот традиционный праздник пионеры Республики Беларусь отмечают ежегодно, так как именно в этот день в 1922 году во время II Всероссийской конференции РКСМ (Российского коммунистического союза молодёжи) было принято решение распространить опыт Московской пионерской организации на всю страну. Это решение сыграло большую роль в становлении и создании единой детской организации. Впервые в документе такого масштаба был поставлен вопрос о пионерском движении. День 19 мая 1922 года стал отмечаться в стране как день рождения Всесоюзной пионерской организации.

По просьбе детей и взрослых ЦС БРПО принял решение ежегодно 19 мая по всей республике праздновать День пионерской дружбы. В этот день пионеры встречаются с ветеранами пионерского движения, подводят итоги работы, отмечают лучших, высаживают аллеи, приводят в порядок зелёные уголки в своих микрорайонах, школах. 

Ты мечтаешь о верных, надёжных друзьях? Ищешь интересное, доброе дело? Хочешь научиться делать многое своими руками?

Мы готовы помочь тебе в этом! Мы предлагаем тебе свою дружбу, свои знания и умения и приглашаем вместе с нами принять участие в интересных и нужных окружающим тебя людям делах! Мы – это ребята и взрослые – члены Белорусской Республиканской пионерской организации.

Вступай в БРПО!

ПИОНЕРСКИЕ  ЛЕГЕНДЫ

ЛЕГЕНДА О ГАЛСТУКЕ

ЛЕГЕНДА О ГАЛСТУКЕ

Давным-давно в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем людям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалось несчастье. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливы, то сели не корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям. А чтобы их повсюду узнавали, символом добра и счастья они выбрали алые паруса. И с тех пор люди стали ждать алые паруса. Каждое утро на рассвете на горизонте появлялся парус надежды.

Но однажды на море разразился большой шторм. Целую ночь бушевала стихия. Корабль, как щепку, носило по волнам. А на утро, когда шторм утих и появилось солнце, жители, как обычно, вышли на берег встречать алые паруса. Но горизонт был чист. И только волны вынесли на берег сорванные с мачт косынки. Люди стали носить их на шее как символ надежды, счастья, веры и добра. И люди в красных галстуках стали как бы частью этого корабля, и повсюду, где бы они ни появлялись, помогали окружающим, приносили добро и справедливость.

 

 

 

 

 

свернуть

ЛЕГЕНДА О ПРАВОЙ ПОДНЯТОЙ РУКЕ

ЛЕГЕНДА О ПРАВОЙ ПОДНЯТОЙ РУКЕ

Известный всем закон правой поднятой руки раньше был обычным правилом ведения сбора. Позже возникла необходимость использовать его гораздо чаще и в повседневной жизни отряда, когда расшумевшихся, спорящих могла остановить поднятая рука человека, готового сказать важное, необходимое всем. 

У этого закона есть любопытная легенда, которая объясняет значимость этого простого жеста. Послушайте ее.

В древние времена враждовали между собой соседствующие племена. Конца вражде не было, а силы уже иссякли. Тогда старый, мудрый человек одного из племен, убеленный сединами, наученный суровой жизнью, решил положить конец междоусобице. Он отправился в стан врага с гордо поднятой головой и поднятой кверху рукой, выставляя ладонь на обозрение противнику. Надо заметить, что самым большим позором воинов того времени была рана в ладони. Она означала, что воин защищался, оборонялся, прикрывался руками от нападающего, вместо того чтобы смело и напористо врываться в гущу боя. Старый воин сознательно обрекал себя на позор, выставляя ладонь для удара. Но ни одна стрела не вылетела из стана противника. Там осознали: поднятая рука старика означает что-то крайне важное, с чем он идет к противнику. Старик сумел заключить перемирие, добиться тишины и спокойствия. А жест поднятой руки (или открытой ладони) стал означать: «прошу меня выслушать».

свернуть

ЛЕГЕНДА О ГИТАРЕ

ЛЕГЕНДА О ГИТАРЕ

Жили на свете бездомные, но очень талантливые люди. Не было у них ни денег, ни крыши над головой. В один из хмурых осенних вечеров им надоело бродить по земле и они решили путешествовать по морю. Построили корабль и отправились в путь. В море они ловили рыбу и продавали ее в портах. Теперь они могли безбедно жить и ни о чем не заботиться. Но однажды они не заметили, как погрузились в прекрасный крепкий сон. Заснул и капитан, руки его разжались и выпустили штурвал. Внезапно налетела буря, и огромная волна захватила суденышко. Его отнесло на рифы и разбило в щепки. Путешественники очнулись в воде и в панике начали спасаться. Один из потерпевших оказался на суше раньше других и развел костер, чтобы высушить одежду. И вдруг увидел, как лазурная волна вынесла на берег непонятную деревянную штуковину с металлическими нитями. Человек хотел уже бросить ее в костер, но нечаянно задел за нити и … был поражен удивительной чистотой звука. Этот странный и необычный предмет как бы отражал все стихии: корпус – землю, струны – воду, звук – воздух, а руки, играющие на нем, - сам огонь. Человек попробовал поиграть на этом инструменте, и  у него получилось. Его игру услыхали остальные путешественники, и тихая музыка помогла найти им дорогу к огню. В этот счастливейший вечер они решили назвать инструмент ласковым словом «гитара». И потом, через многие годы гитара помогала путешественникам открывать новые земли, страны, города. Влюбленным встречаться, врагам – мириться, а пионерам – еще крепче дружить. Они сочинили о ней различные легенды, песни, и гитара стала частью их жизни, их символом.

свернуть

ЛЕГЕНДА О ПЕСНЕ

ЛЕГЕНДА О ПЕСНЕ

Когда-то, в далекие-далекие времена жили в глухих лесах странные, боязливые люди. Они жили поодиночке, и каждый сам для себя добывал пищу, одежду, строил жилье. Но вот однажды над лесом пронесся страшный рев – это поселился в лесу кровожадный Вепрь. Сметая все на своем пути, он наводил ужас громадными клыками на людей. Они забивались в свои норы и пещеры и в безумном страхе дрожали всю ночь. И не находилось смельчака, который вышел бы на поединок со страшным, ужасным зверем. Но появился в тех лесах Одинокий Охотник. И как всегда ночью пришел к людям Вепрь. И снова грозный рев раздавался над лесом. И снова люди прятались в свои убежища. И только Одинокий Охотник гордо встал на пути у чудовища. Но не выдержало копье Охотника, сломалось. И люди, робко выглядывавшие из пещер, в ужасе вскричали. И слились сотни голосов в один протяжный, дикий вопль. И – о чудо! Зверь остановился. И вновь закричали люди. Но теперь этот крик окреп и вырос. И зверь  бежал! А люди продолжали кричать. Но это уже был не вопль отчаяния, а крик радости и победы! И чем больше кричали люди, тем больше они слышали друг друга. Удивлением и радостью сияли их лица. Как же это здорово – понять и услышать тех, кто рядом! А крик становился все мелодичнее. Так появилась песня! И так она полюбилась людям, что они чаще стали собираться на общую песнь встречи восхода солнца, песнь удачной охоты, хорошей погоды, удачного урожая. С тех пор песня так и осталась жить среди людей.

свернуть

ЛЕГЕНДА О КОСТРЕ

ЛЕГЕНДА О КОСТРЕ

Один человек очень любил детей. Но дети ссорились, дрались между собой. И тогда человек решил собрать всех ребят вместе, чтобы они подружились и лучше узнали друг друга. И вот однажды вечером он зажег костер, и ребята стали сходиться к огню. Тогда дети поняли, что они – люди, у них есть общие мысли, желания, беды и радости. С тех пор костер считается символом общения и дружбы.

На земле было темно. А люди хотели света и тепла. И вот однажды их постигло страшное бедствие: ожили вулканы земли. Много людей погибло в борьбе со стихией. На земле остались только самые молодые и выносливые. Но нет худа без добра. Эти люди сумели приручить огонь. Теперь они каждый вечер собирались у костра и вспоминали погибших братьев. И все-таки эти люди были первыми, кто смог приручить огонь. И поэтому они называли друг друга пионерами. А костер – пионерским символом удачи людей, которых объединила одна забота.

 

 

свернуть

ТАК БЫЛО!

ТАК БЫЛО!

Однажды на берегу реки собралось много детей. Они наблюдали ужасное зрелище – тонула девочка. Никто не решался ей помочь (дело было осенью – вода была холодная, и большинство детей не умели плавать).

Но тут из толпы выбежал парень и, не раздумывая, бросился ей на помощь. Маленькие ребята с восхищением смотрели на героя. После того, как парень спас девочку, он скрылся в неизвестном направлении, и никто не знал его имени. Когда все стали расходиться, ребята увидели красный шарф. Все начали спрашивать друг друга: «Чей это шарф?» и тогда все поняли, что шарф спасителя. И маленькие ребята очень захотели быть на него похожими. Они решили разорвать его шарф на треугольники и стали носить его, чтобы быть такими же смелыми, сильными и мужественными.

свернуть

АЛЫЙ ГАЛСТУК

АЛЫЙ ГАЛСТУК

В одной самой обычной стране жил очень хороший мальчик. Он не терпел несправедливости и лжи. Окружающие его люди удивлялись, как ему хватает сил помогать взрослым и малышам и при этом следить за чистотой окружающей природы. Мальчик не чувствовал усталости, стремясь делать мир вокруг себя лучше. Ленивые люди не хотели присоединяться к его добрым делам и поэтому иногда ограничивали свободу мальчика. Однажды мальчик стоял на берегу моря и смотрел на вольных чаек, которым никто и ничто не мешало. Его благородное сердце почувствовало силу Великого Солнца – Светила земного. Оно не могло не помочь мальчику в его воле быть сильнее и свободнее, а главное – не одному продолжать сеять вечное, доброе. И тогда, по велению Солнца, на плечи мальчика опустилась чайка, освещенная алыми лучами восходящего Солнца, и наделила его чудесной магической силой.  Благодаря алому символу – галстуку на плечах мальчика его заметили единомышленники, и еще очень много хороших людей присоединились к нему. С тех пор этот мальчик и те, кто к нему присоединились. Стали называться пионерами – людьми с большим сердцем и добрыми делами.

 

 

свернуть

ЛЕГЕНДА О ТВОРЦЕ И МАЛЕНЬКОМ ЧЕЛОВЕКЕ

ЛЕГЕНДА О ТВОРЦЕ И МАЛЕНЬКОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Было это в начале жизни… сидел на вершине горы великий Творец и смотрел вниз на Землю. Было ему очень грустно. Что же я сделал не так? Почему они так ненавидят друг друга? Почему они воюют, почему не думают об этих лесах, морях, чистом небе? Разве нельзя жить свободно и просто, любить людей и животных, радоваться солнцу и весне? А ведь я отдал им все, что мог, и заповедовал все, что знал. Но они продолжают убивать друг друга… они забыли, зачем явились на Землю… Что же мне делать?

И вдруг Творец увидел, как на гору проворно карабкается Маленький Человек. Надо же какой молодой и какой настойчивый! Лицо открытое, серьезное, а глаза добрые-добрые.

-         Куда ты спешишь, Человек?

-         Помочь тебе, о Великий!

Творец протянул ему руку и помог взобраться.

-         Что же ты мне скажешь?

-         О Великий! Научи каждого человека видеть в другом  равного, научи любить другого, как самого себя, и научи отвечать и за себя, и за всю планету сразу.

-         Учил, - вздохнул Творец, - а посмотри вниз – видишь, все по-старому…

Тогда Маленький Человек подошел поближе и что-то прошептал Творцу на ухо. И лицо Великого прояснилось, и он принял решение:

-         Я дам этой планете еще один шанс!

А Человек поспешил обратно.

-         Постой! Куда ты спешишь? Как тебя зовут?

-         Некогда мне, о Великий! Там, у костра ждут меня дети! А имя мое – ВОЖАТЫЙ!

 

 

 

 

свернуть

МАЛЫЙ ПИОНЕРСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Барабан - старейший ударный музыкальный инструмент. Его можно назвать инструментом-сигнальщиком, связистом. В давние времена барабанщики располагались друг от друга на определенном расстоянии, чтобы звук можно было услышать. Они знали лишь им известный язык ритма, своего рода код. Прозвучит какой-то сигнал - его услышат, поймут, передадут дальше. Так барабанная связь доносила до людей важные сообщения.

Барабан пионерский - атрибут пионерской организации, используемый для "озвучивания" сигналов, собирающих участников организации на их дела, для исполнения маршей.

"Барабан" - название первого пионерского журнала, издаваемогодаваемого с 1923 года в Москве.

Вожатый - старший друг, помощник и советчик ребят - членов детской общественной организации в звене, отряде или дружине. Старший вожатый должность организатора детского общественного объединения в школе.

В период существования Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина статус и позиция вожатого (старшего и отрядного) были закреплены в 1967 году специальным "Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина".

Первоначально вожатые выполняли свою работу на общественных началах, затем старшие пионерские вожатые стали одной из категорий работников народного образования.

«Вожатый» - название журнала для пионерских работников, издаваемого с 1924 по 1992 год (последний год он издавался под названием "Ступени", но просуществовал в жёстких условиях рынка недолго).

Галстук пионерский - знак принадлежности к организации, треугольная косынка, чаще всего красного (алого) цвета.

Продолжительное время считалось, что красный цвет пионерского галстука символизирует частицу революционною красного знамени, цвет крови, пролитой бойцами за свободу и счастье народа, а три его конца единение трех поколений - пионеров, комсомольцев и коммунистов.

В последние, 90-е годы, это объяснение было уточнено, скорректировано. Красный цвет галстука чаще ассоциируется с гриновскими парусами, символами мечты, с лучами восходящего солнца, освещающего дорогу пионеру - первопроходцу, цветом костра, согревающего людей. Хотя и от символики цвета, как частицы знамени Победы, тех знамен и флагов, которые реяли на героическихстройках, «Рубежах Славы», которые водружались на полюсах и взятых вершинах нашими соотечественниками, пионеры не склонны отказываться, равно, как и от уважения к героям - защитникам Родины, той крови, которую они пролили, отстаивая честь и независимость нашей Родины, борясь за счастье народа.

Три конца галстука и стягивающий их узел символизируют сегодня единство всех поколений пионеров: младших, ребят среднего возраста и их старших товарищей-вожатых и инструкторов.

Горн - древнейший сигнальный инструмент, применяющийся для сбора людей, подачи различных сигналов, сопровождения ритуалов, строевых колонн во время походов, шествий, парадов.

Горн пионерский - атрибут, используемый для подачи сигналов, исполнения маршей, для созыва на сборы членов пионерской организации.

Девиз - краткое (иногда афористическое) выражение, отражающее цели и ценности коллектива, объединения.

Детская организация - особая социальная группа детей и взрослых, совместно реализующих конкретную цель, имеющая четкую организационную структуру, способствующая личностной ориентации ребенка. Первоначально главной целью деятельности детской организации являлось воспитание патриота своей страны.

Современные детские организации в зависимости от статуса учредителя могут быть:

¨      Общественно-функционирующими вне зависимости от государственных институтов, прежде всего от системы образования (например, организация "Объединение белорусских скаутов");

¨      общественно-государственными - если учредители и государственные институты совместно определяют цель и содержание её деятельности (например, Союз пионерских организаций);

¨      государственные - если определение задач, содержания деятельности и методическое обеспечение организации берет на себя государство (примером может служить пионерская организация до 1990г).

Дружина пионерская - одно из важнейших структурных подразделений организации, ее основа.

Пионерская дружина может иметь деление на отряды, а может и не иметь такого деления, может иметь название или носить имя героя нашей Родины.

В  первые  годы  создания  организации  пионерские дружины базировались чаще всего при трудовых коллективах предприятий и учреждений.  Начиная с 30-х годов, как правило, в школах. Сегодня пионерские дружины базируются в разных местах - в школах, внешкольных учреждениях, по месту жительства.

Законы пионерские - важнейшие нормы жизни члена пионерской организации, устанавливаемые решением высших органов самоуправления (органами управления) организации, обязательные для выполнения.

На протяжении истории пионерской организации законы корректировались в соответствии с задачами, которые ставились перед организацией обществом, той роли, которую отводили ей комсомол и коммунистическая партия в обществе.

В 1922 году законы формулировались так:

«Юный пионер верен рабочему классу»; «Пионер - друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу»; «Пионер трудолюбив, весел и никогда не падает духом».

В 1967-м году - несколько иначе (хотя преемственность сохранялась):

«Пионер предан Родине, партии, коммунизму»; «Пионер готовится стать комсомольцем»; «Пионер держит равнение на героев борьбы и труда»; «Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду»

«Зарница» - игра на местности с военным сюжетом, направленная на развитие силы, ловкости, чувства патриотизма, взаимовыручки, коллективизма. Стартовала в 1967 году. Возрождена после небольшого перерыва в 1999 году по инициативе ЦС БРПО.

Звено пионерское - структурное подразделение в составе пионерского отряда, объединяющее 5-8 человек по территориальному признаку, по дружбе или интересам.

Имя героя носила каждая пионерская дружина и отряд. Это был ориентир на лучшие нравственные качества человека-героя. В настоящее время многие дружины и отряды сохранили имена героев, чаще всего связанные с историей малой Родины.

Лидер  организации - это личность, эффективно и продуктивно осуществляющая формальное и неформальное руководство в группе.

Между понятиями «лидер» и «руководитель» можно выделить, как минимум, семь различий.

  1. Лидер выполняет функцию регулятора межличностных отношений в группе, руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы с социальным окружением.
  2. Лидерство - феномен микросреды (внутригруппового взаимодействия), руководство - феномен макросреды (внегрупповых, общественных взаимодействий).
  3. Лидерство устанавливается стихийно, руководство - организованно.
  4. Феномен лидерства, по отношению к феномену руководства, менее стабилен, более зависим от настроения личности.
  5. Руководитель производит санкционированные действия, согласно своим должностным инструкциям, действия лидера неформальны.
  6. Лидер принимает решения, обобщая и участвуяв коллективном обсуждении, непосредственно во время возникновения проблемы, решения руководителя опосредованы множеством обстоятельств.
  7. Сфера деятельности лидера - малая группа, первичный коллектив, сфера руководителя - шире, так как он представляет группу в обществе.

Следовательно, лидер - это су5ъект социальной деятельности группы., за которым общество признает право на специфическую роль - конструирование эмоциональных (экспрессивных ) и деловых ( инструментальных ) отношений в детском объединении. Эта роль осуществляется путем интеграции усилий членов детской организации и координировании процессов функционирования, принятия решений, управления детским коллективом.

Руководитель осуществляет строго нормативную деятельность, благодаря реализации полномочий в качестве представителя власти.

Марш - символическое выражение идеи поступательного движения коллективов (пионерских отрядов, дружин) к цели организации, сформулированной в ее Девизе. Этот термин был использован для названия комплексной программы, действовавшей в пионерской организации более 10 лет.

Программа вобрала в себя опыт и самые плодотворные начинания республиканских, областных, городских, районных пионерских организаций страны, которые символически были названы "маршрутами", определенные временные отрезки "Марша" - этапами.

Девиз первого этапа Марша (1970-1972 гг.; 1972-1974 гг.) - " Всегда готов'". Следующих этапов - "Салют, Победа!" (1974-1975 гг.); "Берем с коммунистов пример!" (1975-1976гг.), "Идемдорогой Ленина, дорогой Октября!" (!976-1977гг.); "Мы верная смена твоя, комсомол!" (1977-S978 гг.); "Пионеры всей страны делу Ленина верны"! (1979-1982 гг.); "Мы дружбой ленинской сильны" (1982-1983 гг.); "Имя Ленина в сердце каждом, верность партии делом докажем!"(1983-1984 гг.); "Салют, Победа!" (1984-1985 гг.). Все девизы ( названия) Марша - главные идеологические ориентиры программы. Они связывали деятельностьорганизации, с одной стороны, с Торжественным обещанием и Законами юных пионеров, а с другой - с основными общественно-политическими событиями истории страны. Маршруты Марша ("Мое отечество – СССР", "В страну знаний", "Пионерстрой", "Равнение на пионерское знамя", "Тимуровцы", "Сильные, смелые, ловкие", "В мир прекрасного", "Пионер - всем ребятам пример", "Звездочка", "Мир и солидарность") конкретизировали деятельность. Одновременно они подсказывали основные её направления. В качестве стимулов были установлены звания "активный участник Марша", "Правофланговый отряд", "Правофланговая дружина".

Отряд пионерский - структурное подразделение пионерской организации. В документах Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина отряд определяется как первичный коллектив, первичная ячейка организации, создающаяся "при ячейках ВЛКСМ с утверждением бюро ЮП местного комитета ВЛКСМ" (1928 г.).

В соответствии с Положением о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина (1967 г.) пионерские отряды создавались в дружине, насчитывающей не менее 20 пионеров, и объединяли, как правило, одноклассников.

Как в Положении 1967 года, так и в Положении о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина 1986 года, допускалось созданиеотрядовпрофильных, отрядов по месту жительства, одно- и разновозрастных.

В последние годы (середина, конец 90-х г.) пионерские отряды базируются там, где находят себе базу их дружины - в учреждениях образования и культуры, по месту жительства, при предприятиях. Широко распространенными становятся разновозрастные отряды.

Парад пионерский - маршевое прохождение пионерских отрядов, дружин, посвященное знаменательному событию в жизни организации, страны.

Первый пионерский парад состоялся в Москве на Красной площади 23 мая 1924 года. Участвовало около i0 тысяч подростков. Пионеры дали Торжественное обещание. Принимал парад и зачитывал текст Торжественного обещания Феликс Кон.

В 70-е годы пионерские парады на Красной площади стали традицией. Особенно торжественным был парад 19 мая 1972 года, в день 50-летия Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Последний пионерский парад на Красной площади состоялся 19 мая 1982 года.

Пионерская организация - это общественная организация детей и взрослых, призванная помочь подросткам в их гражданском становлении, ориентирующая их на активную, созидательную деятельность, направленную на познание Мира и улучшение окружающей жизни, стремление к самосовершенствованию и заботе о людях, родной природе, Отечестве.

Основой деятельности в пионерской организации является ярко выраженная личностно и социально ориентированная деятельность. Основой взаимоотношений - коллективизм и товарищество (втом числе между детьми и взрослыми как между младшими и старшими товарищами по совместной деятельности). Основой жизнедеятельности - самодеятельность, как принцип деятельности организации и как особое качество деятельности.

Пионерские группы появились в нашей стране в начале 20-х годов. Организация была задумана как авангардная организация детей трудящихся. С 30-х годов начинается процесс огосударствления пионерской организации, сращивания Пионерии с системой образования.

Пионерская организация постепенно теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию, которые усугублялись кризисом советского общества, обострившегося во второй половине 80-х.

Х всесоюзный пионерский слет осенью 1990 г. преобразовал Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина в Союз пионерских организаций (Федерацию детских организации). В настоящее время СПО-ФДО является крупнейшей международной детской организацией в границах бывшего СССР.

Пионерские организации в настоящее время действуют в Российской Федерации, на Украине, в Беларуси, Казахстане и других республиках, ранее входивших в состав Союза ССР.

Пионеры-герои - пионеры, получившие звание Героя Советского Союза за подвиги, совершенные во время Великой Отечественной войны. Это ЛЕНЯ ГОЛИКОВ, МАРАТ КАЗЕЙ, ВАЛЯ КОТИК, ЗИНА ПОРТНОВА.

Программа (воспитательная) - документ, отражающий последовательную систему действий, направленных на достижение социально-педагогической цели. Примером комплексной воспитательной программы является программапатриотического воспитания «Я минчанин».

Праздник пионерский - яркое, красочное действие, одна из важных форм работы пионерской организации. Это и слеты, и сборы, и День рождения пионерской организации, и т.д.

Речёвка - рифмованный ритмический текст, исполняемый в такт шагу в движении или на месте. Например,

-            Раз, два,

-            Три, четыре,

-            Три, четыре,

-            Раз, два.

-            Кто шагает дружно в ряд?

-            Боевой отряд ребят!

-            Всем, всем - добрый день!

-            Прочь с дороги, наша лень!

Ритуалы детского общественного объединения - действия, совершаемые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные.

В своей жизнедеятельности детские общественные объединения используют ритуал приема в члены организации, присвоения отряду или дружине почетного имени героя, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным символам.

Четкое и красивое выполнение ритуалов способствует формированию у подростков чувства причастности к детской общественной организации, её традициям, позволяет укрепить единство объединения.

Самоуправление - особый основной вид управления в детском общественном объединении.

Самоуправление - это осуществление детским объединением управления собственнойдеятельностью. Управление - объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.

Выделяются высший и исполнительно-распорядительные органы самоуправления.

Высшим органом является собрание (сбор, слет, конференция...) детского общественного объединения. Высший орган самоуправления рассматривает, обсуждает и принимает решения по любым, как правило, наиболее важным вопросам жизни и деятельность объединения. Он же образует (выбирает и назначает) исполнительно-распорядительные органы самоуправления (совет, штаб, рабочая группа и т.п.). Количество этих органов, как и численный состав, определяются детским объединением на собрании.

В детском объединении, наряду с постоянными, могут создаваться и временные исполнительно-распорядительные органы, творческие группы и пр.)

Сбор пионерский - высший орган самоуправления в отрядах и дружинах. Сбор имеет право решать практически все вопросы жизни и деятельности пионерских коллективов, включая вопрос приема в организацию и исключения из ее рядов, планирования и подведения итогов работы. На сборе избираются исполнительные органы пионерского самоуправления - советы

Символика детского объединения - совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к какому-либо объединению, организации, значимому событию.

Слет пионерский

-      собрание представителей (делегатов) структурных подразделений массовой пионерской организации для обмена опытом, совместных дел,смотра своей работы и решения проблем, стоящих перед организацией;

-      высший орган самоуправления во Всесоюзной пионерской организации, особенно на завершающем этапе ее деятельности (по Положению о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина 1986 г.), а также в современных пионерских организациях.

Согласно Устава, слет полномочен принимать решения по любым вопросам жизнедеятельности организации, включая внесение изменений в уставные и программные документы, определение порядка избрания (формирования) и работы постоянно действующих руководящих органов (советов пионерской организации), принятие решения о реорганизации или роспуске организации и т.п.

Слет заслушивает отчет руководящих органов организации. В ряде организаций непосредственно избирают Председателя Совета (часто по предложению делегатов - взрослых).

В период существования Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина (1922-1990 гг.) было проведено десять всесоюзных слетов. Большинство из них проходило в "Артеке", один (восьмой по счету) - в Москве, один (четвертый по счету) - в Ленинграде. Всесоюзные слеты в большей степени носили черты сбора-смотра  работы в организации, в меньшей - органа самоуправления. Лишь на IX (1086 г) иХ (1990 г.) слетах были сделаны реальные шаги по превращению слета в высший орган самоуправления. На IХ слёте делегаты-пионеры активно участвовали в коллективной работе по выработке решений слета, а на Х - в его работе участвовали и взрослые - разрабатывался Устав Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций.

Тимуровское движение - организованная, аиногда и стихийная деятельность, направленная на оказание помощи всем нуждающимся, особенно старикам, ветеранам. Название свое получило после выхода в свет книги А. Гайдара "Тимур и его команда". Сегодня тимуровское движение осуществляется как шефство над детскими домами, больницами, детскими садами, ветеранами войны и труда и т.п.

Торжественное обещание - клятва, которая даётся подростком, вступающим в пионерскую организацию.

"Я (фамилия, имя), вступая в ряды Белорусской республиканской пионерской организации, перед своими друзьями торжественно обещаю: любить свою Родину, быть добрым, честным и справедливым, всегда следовать Уставу и традициям Белорусской республиканской пионерской организации!".

Уголок пионерский - творчески оформленный стенд, рассказывающий об отряде. Он содержит название отряда, девиз, план работы, состав органов пионерского самоуправления, интересную информацию из жизни отряда, экран соревнования, и т.д.

Атрибуты - предметы, способствующие красочному и яркому оформлению деятельности детских общественных организаций, утверждающие в общественном мнении самобытный облик члена определенной организации, формированию чувства сплоченности у членов одной организации

Торжественная линейка:

Ребята, принимаемые в пионеры, выстраиваются перед строем дружины. После ритуала выноса знамени старший вожатый (председатель Совета дружины) зачитывает решение совета дружины о приеме в пионеры, называя фамилию и имя каждого ребенка. Каждый ребенок делает шаг вперед перед строем и дает торжественное обещание.

Текст обещания находится в Уставе БРПО.

Торжественное обещание оформляется на плотном листе  и  на  нем  ставится   подпись   и   согласие   родителей

свернуть